Офиц. изд. Нижегородской епархии, выходившее c 1 янв. 1864 г. в Н. Новгороде по инициативе еп. Нектария (Надеждина). В 1-м номере «Н. е. в.» в обращении редактора указывалась цель издания: «...содействовать сельским пастырям в их высоком и трудном звании народных учителей и в то же время предоставлять им возможность для заявления их деятельности, их желаний, потребностей и нужд… Кроме статей для общего назидательного чтения будут предлагаться статьи в виде руководства для священников в их пастырской и учительской деятельности…» (Полисадов Г. А. Сельским священникам. 1864. № 1. С. 28-38).
Журнал выходил в 1864-1905 гг. 2 раза в месяц, в 1864-1869 и 1886-1905 гг. выделялась неофиц. часть. С 1864 по февр. 1871 г. редакция располагалась при Нижегородской ДС, редакторами были преподаватель И. С. Тихонравов (с № 1 по 23 за 1864), преподаватель (с 1869 инспектор) Г. А. Полисадов (1864-1869), инспектор (с 1868 ректор) прот. А. И. Стеклов (с № 24 за 1864 по № 3 за 1871, в 1870-1871 в изд. не указан). С № 4 за 1871 г. по № 12 за 1885 г. журнал редактировал протоиерей Благовещенского собора Иоанн Виноградов, редакция находилась на его квартире. В 1886-1905 гг. редактирование возвращено в семинарию, редактором был ректор прот. Г. В. Годнев.
В 1906 г. «Н. е. в.» были преобразованы в «Нижегородский церковно-общественный вестник» («Н. ц.-о. в.»), выходивший в 1906-1916 гг. еженедельно, в 1917 г. вышло 35 номеров, с № 35 указывалась периодичность 2 раза в месяц, последний, № 3 за 1918 г., вышел 10(23) февр. 1918 г. С № 11 за 1907 г. по № 3 за 1918 г. в качестве издателя журнала указывалась Епархиальная издательская комиссия, в которую входили прот. Н. С. Спасский (в 1907 - председатель), свящ. Н. А. Листов, свящ. Е. М. Модератов, прот. сщмч. Алексий Порфирьев (с дек. 1907 по 1917 - председатель). Редакторами были священники Н. А. Боголюбов (1906-1909) и Ф. П. Елеонский (1909-1918).
В соответствии с программой, утвержденной Святейшим Синодом 5 февр. 1864 г. (1864. № 2. С. 35-40), в офиц. части «Н. е. в.» печатались: Высочайшие манифесты и повеления, грамоты и рескрипты по духовному ведомству, указы Синода, как общие, так и относящиеся к Нижегородской епархии, распоряжения нижегородского епархиального начальства; известия о новых духовных учреждениях, преподанных благословениях и выраженных благодарностях Синода и правящего архиерея, о назначениях и увольнениях должностных лиц по епархиальному и духовно-училищному ведомствам, об открытии и упразднении приходов и приходских школ; извлечения из отчетов по разным частям епархиального и училищного управления, а также разнообразные «вызовы и объявления», в т. ч. разрядные списки учащихся Нижегородской ДС и духовных уч-щ. В неофиц. части должны были печататься материалы вероучительные и нравоучительные (выписки из Свящ. Писания и творений св. отцов, статьи догматического и нравственного содержания, лучшие поучения, советы священнослужителям), историко-статистические статьи по истории нижегородских церквей, описания церковных древностей, статьи, «разъясняющие религиозно-нравственное состояние православных жителей края и православного духовенства», сведения о неправосл. жителях епархии и иноверцах, известия о текущих событиях церковной и гос. жизни, воспоминания о достопамятных лицах и др.
Во исполнение этой программы в 1864-1869 гг. в неофиц. части публиковались отрывки из святоотеческих и аскетических творений, нравоучительные статьи и заметки о текущей церковной жизни, в основном заимствованные из книг, столичных церковных и светских журналов и газет и иных епархиальных ведомостей. Среди немногочисленных самостоятельных исследований по агиографии, церковной истории и краеведению примечательны: «Св. блгв. вел. кн. Георгий (Юрий) II Всеволодович» А. П. Понятовского (1864. № 3, 6, 9, 11, 13, 18, 22); «О христианстве, как оно начиналось в пределах нынешней Нижегородской епархии» (1864. № 17. С. 26-39; № 19. С. 22-41; № 21. С. 15-31; № 24. С. 63-68) и «Древность Нижегородского Благовещенского монастыря» (1864. № 15. С. 11-25) Тихонравова; «О святых иконах, по преимуществу чтимых в Нижегородской епархии» прот. В. В. Лаврского (1865. № 8-12, 16, 17; 1866. № 1-5); «Исторический очерк Нижегородской семинарии» архим. Макария (Миролюбова) (1866. № 23. С. 874-885; № 24. С. 902-915); «Начало и распространение раскола в пределах Нижегородских» Е. А. Лебедева (1865. № 14-20); «Исторические очерки из жизни раскольников в Нижегородских пределах» (1866. № 2, 3, 10, 11, 15; 1867. № 1-2, 8) и «Исторический очерк состояния раскола в Нижегородских пределах в кон. XVIII ст.» (1868. № 9. С. 344-356; № 10. С. 371-392) Н. И-ского; «Некоторые сведения о состоянии Нижегородских церквей и монастырей в 1-й четв. XVII ст.» Н. И. Храмцовского (1865. № 4. С. 36-45; № 5. С. 48-57; № 7. С. 25-33; № 8. С. 23-44; № 9. С. 21-42). Интересны также этнографические «Очерки из истории славянской мифологии» П. В. Знаменского (1865. № 17-21, 24; 1866. № 1-4, 6-8, 13, 14, 16) и аналитический «Обзор событий в духовенстве за прошедший 1863 г.» (1864. № 5. С. 28-39; № 7. С. 35-46) И. Петропавловского. В 1869 г. в неофиц. части были напечатаны извлечения из отчета обер-прокурора за 1867 г. (1869. № 2-9), отчет Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе за 1868 г. (№ 13-19) и множество заимствованных из др. изданий документов и заметок. Список оригинальных публикаций этого года практически исчерпывается неск. анонимными заметками (напр., «О моршанских скопцах». 1869. № 4. С. 152-155), поздравительными адресами переводимому на др. кафедру еп. Нектарию (Надеждину; № 8. С. 267-295), 2 речами редактора Полисадова, произнесенными в день семинарского праздника (№ 23. С. 801-812; № 24. С. 825-837), «Уставом братства во имя св. блгв. кн. Александра Невского» (№ 16. С. 561-566) и «Журналами заседаний Нижегородского епархиального съезда» (№ 18. С. 639-649), определившего дальнейшую судьбу «Н. е. в.». Съезд среди прочего просил «учинить архипастырское распоряжение о выписке для церквей только одного официального отдела помянутых ведомостей… а печатание и продажу неофициального отдела предоставить на благоусмотрение самой редакции… Если же редакция ЕВ не согласится на печатание одного официального отдела для церквей, то просить Его Преосвященство… передать заведование его кому-либо из ученых отцов протоиереев и священников на прописанных в журнале съезда условиях». Хотя в № 1 за 1870 г. было объявлено, что «желающие могут выписывать ЕВ и с неофициальным отделом» (С. 31), неофиц. часть была выделена только в № 2, а последующие 16 лет отсутствовала. Объем издания значительно уменьшился, но все же он превышал объем прежней офиц. части за счет включения мн. материалов, входивших прежде в неофиц. часть, напр. извлечений из отчета обер-прокурора и др. офиц. документов, а также небольших заметок неофиц. характера, напр. «Богдан Хмельницкий в русской истории: (По поводу сооружения ему памятника в Киеве)» (1870. № 22. С. 529-531). Местные церковно-исторические и краеведческие материалы не публиковались, за исключением журналов епархиальных съездов и очерка истории Серафимо-Понетаевского монастыря прот. И. Виноградова (1885. № 20. С. 400-422).
С 1886 г. по предложению еп. Модеста (Стрельбицкого) издание «Н. е. в.» возвращается к программе 1864 г. Особенностью журнала в 1886-1905 гг. было преобладание в неофиц. части исторического материала. Неск. статей посвящены истории и памятникам епархии в целом: «Инородцы-христиане Нижегородской епархии сто лет тому назад» (1886. № 1. С. 11-24; № 2. С. 10-15) и «Из истории образования приходов Нижегородской епархии» (1890. № 1. С. 15-20) А. Ф. Можаровского; «Церковно-исторические памятники Нижегородской епархии» В. Б. (1888. № 2. С. 56-66; № 3. С. 79-89; № 4. С. 130-141; № 5. С. 159-170); «Из прошлого Нижегородской епархии: Попытка к составлению церковно-исторического и статистического описания Нижегородской епархии 40 лет назад» И. Н. Четыркина (1890. № 18. С. 745-755; № 19. С. 779-794; № 21. С. 872-882); «Попытки к собранию и изучению церковно-исторических материалов в кон. XVIII ст.» свящ. М. В. Добровольского (1893. № 1. С. 14-23; № 2. С. 55-65) и др.
Из опубликованных в эти годы исторических очерков и описаний 10 мон-рей и ок. 100 церквей и приходов епархии примечательны: «Историко-статистическое описание нижегородского Печерского Вознесенского мужского монастыря» (1886. № 14, 15, 17-19, 22, 24; 1887. № 1, 2, 4, 5, 10, 11), «Историко-статистическое описание арзамасской Алексеевской женской общины» (1887. № 18. С. 961-982; № 24. С. 1302-1314), «Арзамасский Николаевский женский монастырь» (1888. № 7. С. 296-302; № 8. С. 342-353), «Арзамасская Высокогорская Вознесенская мужская пустынь» (1888. № 10. С. 466-475; № 11. С. 524-532; № 12. С. 575-583) и «Арзамасский Спасопреображенский мужской монастырь» (1888. № 14. С. 692-699; № 17. С. 881-896) Четыркина; «Нижегородский Крестовоздвиженский 1-кл. женский монастырь» свящ. Иоанна Соловьёва (1887. № 15. С. 759-773; № 16. С. 839-865; № 17. С. 898-913); «Нижегородский Благовещенский мужской монастырь в его прошлом и настоящем состоянии» Полисадова (1896. № 5-10); «Краткий указатель святынь и достопримечательностей Нижегородского Печерского монастыря» Н. И. Драницына (1902. № 17. С. 577-583; № 18. С. 602-613; № 19. С. 650-656); анонимные «Описание Выксунского Иверского женского монастыря» (1888. № 7. С. 302-312; № 8. С. 353-370) и «Арзамасский Воскресенский собор» (1889. № 8. С. 349-357; № 9. С. 378-384); «Памятник Нижегородской церкви Знамения Божией Матери и св. жен мироносиц» прот. Александра Знаменского (1886. № 11. С. 30-36; № 12. С. 13-40; № 13. С. 13-32); «Краткие сведения о нижегородском кафедральном соборе, его основании, святых его и достопримечательностях» прот. П. И. Владимирского (1886. № 16. С. 8-27); «Основание нижегородского Архангельского собора и последующая его краткая история с указателем его достопримечательностей» свящ. Николая Колесницкого (1888. № 4. С. 121-130; № 5. С. 170-186; № 6. С. 221-237); «Нижегородский Спасопреображенский собор и его достопримечательности» свящ. Михаила Добровольского (1894. № 1, 2, 5, 6, 8, 10-16, 18).
Истории Нижегородской ДС были посвящены 17 исследований, написанных на основе архивных документов, в т. ч. «Краткое историческое обозрение Нижегородской ДС со времени открытия оной» Можаровского (1888. № 24. С. 1271-1284; 1889. № 1. С. 36-45; № 3. С. 171-179); «Нижегородская ДС в 1818-1822 гг.» (1897. № 8-15), «Домовая церковь во имя прп. Иоанна Дамаскина при Нижегородской ДС» (1900. № 10. С. 358-369; № 11. С. 405-418), «Современные здания Нижегородской ДС» (1901. № 1. С. 21-32; № 3. С. 106-115; № 4. С. 140-147; № 5. С. 177-186; № 6. С. 230-233), «Нижегородская ДС в 1840-1851 гг.» (1902. № 14-16, 18-24; 1903. № 1-18), «Нижегородская ДС в 1818-1840 гг.» (1905. № 9-16, 19-24), «Краткая памятная историческая записка Нижегородской ДС» (1904. № 22-24; 1905. № 1-6) А. И. Тихова.
Начиная с публикации «Изъяснительных писем на дни праздников Господских» еп. Иеремии (Соловьёва) (1888. № 9-11, 16-19, 22-24; 1889. № 1, 3, 6, 7, 10-12), в последующие годы печатались его поучения, письма и заметки, преимущественно по рукописям. Жизни и деятельности епископа посвящены статьи Полисадова «Преосв. Иеремия (в схимонасех Иоанн), бывш. еп. Нижегородский» (1890. № 6-8, 11, 13-15, 19-21) и «Жизнь преосв. Иеремии, бывш. еп. Нижегородского, за время его пребывания на покое» (1892. № 23. С. 839-846; № 24. С. 875-884). Из биографических исследований также примечательны статьи «Архим. Петр Каменский» Можаровского (1887. № 9-12, 15-17, 19, 22-24; 1889. № 18-20) и «Достопамятный арзамасец XVII ст.- иером. Исаакий, в схиме Иоанн» Н. М. Щеголькова (1901. № 21. С. 868-877; № 22. С. 927-943; № 23. С. 1020-1039; № 24. С. 1082-1099).
Среди немногочисленных богословских статей интересны «Славянский перевод священных книг Ветхого и Нового Завета» М. П[арийского?] (1886. № 14. С. 1-17; № 15. С. 30-36; № 18. С. 22-34; № 22. С. 39-52; № 23. С. 37-49), «Судьбы славянской Библии и христианского просвещения славян» И. М. Парийского (1904. № 11. С. 258-268; № 12. С. 295-304).
В 1905 г. по инициативе свящ. Николая Спасского и по благословению еп. Назария (Кириллова) в епархии обсуждался вопрос о преобразовании «Н. е. в.» в целях противодействия революционной пропаганде в ежедневную церковно-общественную газету. Создать газету не удалось, но с янв. 1906 г. офиц. епархиальный ж. «Н. ц. о. в.» стал выходить еженедельно, в увеличенном формате, в 2 колонки, с общей для офиц. и неофиц. отделов пагинацией и вместо историко-краеведческой приобрел яркую газетно-публицистическую направленность: «...обсуждал не только вопросы религии и нравственности, но и принимал широкое участие в принципиальной разработке реформы церковного управления в России, давал своим читателям обстоятельную хронику местной и общей церковной жизни… был в курсе политической жизни в России… вел горячую борьбу с течениями местной жизни, враждебными вере и Церкви» (1916. № 1. С. 14). На церковно-общественные темы активно писали прот. Н. Боголюбов («К вопросу о составе имеющего быть Собора Всероссийской Церкви» (1906. № 1. Стб. 8-12)), прот. Н. Спасский («Духовенство и политика» (1906. № 6. Стб. 153-155), «Вопрос о созыве Всероссийского Собора» (1906. № 48. Стб. 1337-1340)), М. Подольский («Современные церковные вопросы: (Обзор духовных журналов)» (1906. № 10. Стб. 269-280; № 16. Стб. 421-430)), свящ. А. Г. Альбицкий («По вопросам жизни: Христианство и социализм» (1906-1907)), еп. сщмч. Макарий (Гневушев) («Кто среди нас друзья немцев» (1916. № 25. Стб. 460-462), «Общественная деятельность пастырей Церкви» (1916. № 50. Стб. 772-774; 1917. № 2. Стб. 31-33, публикация не закончена)) и др. Множество публицистических статей и заметок печатались анонимно или были подписаны криптонимами (напр., «Русское революционное движение» (1906. № 3. Стб. 65-71), «Церковь и культурно-историческое движение» (1906. № 20. Стб. 533-538; № 21. Стб. 559-564)). Член Гос. думы свящ. А. Г. Бельский в 1912-1916 гг. печатал свои отчеты под рубрикой «Из Таврического дворца», а также опубликовал ряд статей на церковно-общественные темы («К вопросу об обеспечении духовенства казенным жалованьем» (1913. № 39. Стб. 1024-1028; № 40. Стб. 1043-1046), «Церковные вопросы в Гос. Думе» (1916. № 22. Стб. 417-419) и др.). Собственно богословских статей было немного (напр., «Творение и искупление» прот. Н. Боголюбова (1906. № 22. Стб. 589-594; № 23. Стб. 613-619; № 24. Стб. 637-644; № 25. Стб. 672-675; № 26. Стб. 709-713; № 27. Стб. 738-744; № 28. Стб. 768-772). В 1912-1917 гг. печатались воспоминания свящ. Владимира Тенищева, а в 1914-1916 гг.- «Воспоминания старого профессора» А. Л. Катанского.
В № 7 за 1917 г., содержащем только неофиц. часть, был опубликован царский манифест об отречении, в последующих номерах нет разделения на офиц. и неофиц. части (кроме № 2 и 3 за 1918 г., где офиц. часть помещена в конце журнала). В редакционных и авторских статьях декларировалась лояльность к Временному правительству и выражались надежды на обновление церковной жизни (напр., в анонимной ст. «Духовенство и новый строй» (№ 7. Стб. 109-113), заметке Н. П. «Русский язык за богослужением Православной Церкви» (№ 13. Стб. 209-210)). Активно велась полемика с социалистическими идеями: «Взгляд марксизма на происхождение религии и критический разбор его» А. Советова (№ 14. Стб. 131-133; № 30. Стб. 425-426, публикация не завершена), «Партии социалистов и христианская Церковь» С. Л. (№ 19. Стб. 228-230), «Социализм и христианство» А. С. Глинки-Волжского (№ 32. Стб. 459-464), «Отношение социализма к христианству» (№ 24. Стб. 313-314) и «Отношение «Красного знамени» к вере православной» (1918. № 2. Стб. 19-22) прот. Н. Спасского. Церковно-исторический интерес представляют заметка члена Всероссийского церковного Собора свящ. К. В. Веселитского «С церковного Собора» (1917. № 31. Стб. 452-453) и статья В. Демидова «Кровавая неделя в Москве и участие Всероссийского церковного Собора в народном умиротворении» (1917. № 34. Стб. 492-496). В 1917 г. были напечатаны послания Собора (№ 27. Стб. 359-361; № 29. Стб. 399-401), воззвания Союза христианского единения (№ 29-32), а в 1918 г.- послание патриарха Тихона от 19 янв. (№ 2. Стб. 28-29) и «Устав христ. единения за Веру и Родину» (№ 2. Стб. 33-36), что, вероятно, и послужило поводом к прекращению издания.
В качестве приложений к «Н. е. в.» и «Н. ц. о. в.» издавались: разрядные списки учеников нижегородских ДС и духовных уч-щ, списки лиц, служивших в духовно-учебных заведениях епархии, отчеты о состоянии церковных школ, ежегодные отчеты о деятельности братства Св. Креста, ведомости епархиального училищного совета, отчеты благотворительных учреждений, журналы съездов духовенства, книготорговые каталоги и т. п.; также были опубликованы воззвание еп. Макария (Миролюбова) к жителям Н. Новгорода «по случаю бывшего убиения евреев и разорения их жилищ» (1884), воспоминания еп. Иеремии (Соловьёва) об архиеп. Иннокентии (Борисове) (1885), опись книг и рукописей, поступивших в церковное древлехранилище при семинарии (1886), отчет епархиальной церковно-археологической комиссии (1890), «Беседы» свт. Иоанна Златоуста (1915), жалоба Синоду депутатов Нижегородского чрезвычайного епархиального съезда духовенства и мирян (1917) и др.
Издание «Н. е. в.» было возобновлено в формате ежемесячной газеты с апр. 2001 г. (с 2005 издается 2 раза в месяц, с июля 2012 под заголовком «Ведомости Нижегородской митрополии»). Епархиальным управлением или епархиальными церковными учреждениями также издавались газ. «Благовест» (1991), ж. «Сеятель» (1992-1997), газ. «Православное слово» (с 1994; с 2006 - «Православное слово в Нижнем Новгороде», с 2010 журнал с тем же заглавием), ежегодник «Летопись Нижегородской епархии» (2008-[2016]) и др. Нижегородская ДС издает «Труды» (с 2003) и ж. «Дамаскин» (с 2006), Вознесенский Печерский мон-рь с 2002 г. выпускает краеведческо-историческое изд. «Нижегородская старина».